Мусоргский Модест Петр.

Мусоргский Модест Петр.

МУ́СОРГСКИЙ Модест Петр. (1839—81) — композитор, один из членов "Могучей кучки". Окончил Школу гвардейских подпрапорщиков в 1856, вышел в отставку в 1858. Занимался музыкой под рук-вом пианиста А. А. Герке. Большую роль в решении посвятить себя композиции сыграло общение с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым, М. А. Балакиревым. Нач. курс муз. композиции прошел под рук-вом Балакирева, в дальнейшем много времени посвятил самообразованию.

М. принадлежит к числу крупнейших реформаторов музыки 19 в. Одним из основных его требований, предъявляемых к создаваемым произведениям, была высокая содержательность, достоверность в изображении героев и событий. Его иск-во отличают поиски новых драматургич. приемов в решении традиционных жанров и форм. М. последовательно и настойчиво применял новые средства выразительности, создавая новую систему муз. интонирования, основанную на живой, реальной интонации человеч. речи.

Творч. наследие М. связано преимущественно с вокальной музыкой. Ему принадлежат оперы "Борис Годунов" на сюжет А. С. Пушкина (1-я ред. — 1869, 2-я ред. — 1872), "Хованщина" на собственное либретто (1872, не окончена), "Женитьба" на текст Н. В. Гоголя (1868, не окончена), "Саламбо" на сюжет Г. Флобера (1863—66, не окончена), опера-балет "Млада" (1872, коллективное произв., где М. написаны 3 сцены), "Сорочинская ярмарка" на сюжет Н. В. Гоголя (1874, не окончена). Каждая из опер открывает новые горизонты в развитии жанра. Два центр. произведения, "Борис Годунов" и "Хованщина" (М. вынашивал идею создания также оп. "Пугачевщина"), решенных в характере муз. народной драмы, продолжают традиции историч. оперы М. И. Глинки, закладывая принципы новой оперной драматургии. Сложность и многоплановость действия, точные психологич. характеристики действующих лиц, мастерство в обрисовке основных сюжетных конфликтов сделали обе оперы крупнейшими событиями в истории рус. и европ. оперы. Интересным и плодотворным опытом стало претворение в музыке прозаич. текста (первый акт "Женитьбы" по Н. В. Гоголю). "Сорочинская ярмарка", продолжая в рус. музыке серию "гоголевских" опер, открывала новые пути в решении жанра комич. оперы, столь ярко проявившейся затем в 20 в.

Песни и романсы раскрывают мастерство М. как художника-психолога, создавшего яркую галерею муз. портретов ("Светик Саввишна", "Семинарист"), поражающих правдивостью жизненных картин ("Калистрат"), лирико-трагич. образы ("Листья шумели уныло"). Высочайшим достижением стали 3 вок. цикла. Написанный в 1872 на собственные слова цикл "Детская", раскрывающий бесхитростный и одновременно богатый мир ребенка; цикл "Без солнца" (на сл. А. А. Голенищева-Кутузова, 1874), носящий черты исповедальности, и цикл "Песни и пляски смерти" (на сл. А. А. Голенищева-Кутузова, 1877), потрясающий своей трагедийностью, рождают новую в рус. музыке трактовку вок. цикла не только как группы песен, объединенных сюжетно, тонально, интонационно, но как сложного драматич. "действа".

Инструмент. творчество М., менее значит. по объему, также раскрывает своеобразие программного мышления композитора, создавшего прекрасные муз. оркестровые картины "Иванова ночь на Лысой горе" (1867), "Рассвет на Москва-реке" (вступление к оп. "Хованщина") и проч. Одним из самых популярных фортепианных сочинений М. является его цикл "Картинки с выставки" (1874), муз. средствами воссоздающий образы рисунков В. А. Гартмана. Параллели с произведениями изобразит иск-ва отнюдь не низвели пьесы М. до уровня муз. иллюстраций, а напротив, позволили ему создать красочное звуковое полотно, объединяющее разножанровые и разнохарактерные пьесы.

Соч.: Литературное наследие: В 2 кн. / Сост. А. А. Орлова, М. С. Пекелис. М., 1971—72.

Лит.: Орлова А. А. Труды и дни М. П. Мусоргского: Летопись жизни и творчества. М., 1963; Фрид Э. Л. М. П. Мусоргский: Проблемы творчества: Исслед. Л., 1981.

М. П. Мусоргский. Худ. И. Е. Репин. 1881

М. П. Мусоргский. Худ. И. Е. Репин. 1881

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Мусоргский Модест Петр." в других словарях:

  • Мусоргский, Модест Петр. — композитор, р. 16 мар. 1837 г., † 16 мар. 1881 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Модест Мусоргский — Биография Модеста Мусоргского Русский композитор, пианист Модест Петрович Мусоргский родился 21 (9 по старому стилю) марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Карево Куньинского района Псковской области).… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Печерский, Петр Львович — род. 14 дек. 1914 в Вене, ум. 26 мая 1974 в Риге. Музыковед. В 1937 окончил Моск. конс. по кл. ф п. Г. Г. Нейгауза. В 1939 здесь же занимался в аспирантуре. В 1937 1939 преподаватель Уральской конс. В 1939 1946 в Сов. Армии, участник Великой… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Творчество Пушкина — …   Словарь литературных типов

  • трепак — а; м. Народная русская пляска в быстром темпе с сильным притопыванием; музыка к этой пляске. Плясать трепака. Отбивать трепака. * * * трепак старинный русский мужской танец в быстром темпе; музыкальный размер 2/4. Распространён также в Украине.… …   Энциклопедический словарь

  • Козловский Иван Семёнович — (1900 1993), певец (лирический тенор), народный артист СССР (1940), Герой Социалистического Труда (1980). В 1926 54 в Большом театре СССР. Создал сценические образы, вошедшие в историю мирового оперного театра: Ленский («Евгений Онегин»… …   Энциклопедический словарь

  • Псков — Город Псков Флаг Герб …   Википедия

  • Архипова Ирина Константиновна — (р. 1925), певица (меццо сопрано), народная артистка СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1984). В 1956 1988 в Большом театре. Президент Международного союза музыкальных деятелей (с 1991). Профессор Московской консерватории (с 1982).… …   Энциклопедический словарь

  • Гедда Николай — (Gedda), настоящая фамилия Устинов (Ustinoff) (р. 1925), шведский певец (лирический тенор). Выступает во многих оперных театрах мира, в том числе в «Метрополитен опера» (Нью Йорк), с 60 х гг.  также на концертных эстрадах. * * * ГЕДДА Николай… …   Энциклопедический словарь

  • Ларош Герман Августович — (1845 1904), музыкальный критик. Работы о П. И. Чайковском, М. И. Глинке; будучи сторонником теории «чистого искусства», полемизировал с идеологами «Могучей кучки». Профессор Московской (1867 86, с перерывами) и Санкт Петербургской (1872 79)… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»